Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

История учреждения образования

Дата: 16 августа 2022 в 09:15, Обновлено 19 сентября в 15:04

Приложения_История_моей_школы_Летопись

Учебно-исследовательская работа

История моей школы в лицах и воспоминаниях

                                                                               

                                                                         

   

Глава 1. История образования школ г.Ельска.

1.1. Как всё начиналось.

После распада Речи Посполитой и присоединения белорусских земель к Российской империи, и в соответствии с реформой 1803- 1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В уездных городах открывались народные училища, а в местечках и больших селениях церковно -приходские школы. Часто менялись священники, поэтому обучение проводилось нерегулярно.

В сентябре 1866 года в Ельскую Свято-Троицкую церковь был назначен священником Игорь Перепечин, который также был назначен Минской дирекцией Народных училищ законоучителем в местечко Ельск (Каролин). Известно, что в 1820 году церковь в Ельске уже была, а значит была церковно-приходская школа. В школе преподавался Закон Божий, церковные песнопения, чтение на церковнославянском языке, арифметика, письмо. В тот период в Ельске было 44 двора и 272 жителя. Кроме церковно- приходской школы имелась с 1863 года одноклассная школа для бедноты, открытая ремезовской помещицей Акзельман. Она была учительницей в школах Ремезов и Ельска (Приложение 3).

Практический рост и развитие в местечке Ельск (Каролин) начались только в 1892 году после придания ему статуса волостного центра. Даже во время гражданской войны школа в Ельске работала. После Октябрьской революции 1917 года ощутимую поддержку школам оказывала Советская власть. Оставшиеся и сохранившиеся панские постройки шли под школы для бедноты. Так, из деревни Некрашовка в Ельск были перевезены постройки местного помещика под школу. На 1- м съезде Советов Каролинского района в1924 году было принято решение об организации кружков ликбеза, в которых будут проводиться занятия с молодёжью местечка и волости членами товарищества «Долой неграмотность».

В 1928 году в Ельске было возведено новое кирпичное двухэтажное здание семилетней школы, а с 1936 года-десятилетка (на месте управления по труду, занятости и социальной защите населения). Также в Ельске работала еврейская школа. В 1929 году на Ельщине началось обязательное четырёхклассное обучение.С 1925 по 1931 год заведующим Каролинской (Ельской) школы работал Адам Яковлевич Дорошевич (Приложение 4).

Во время Великой Отечественной войны школы были разрушены. Многие учителя и учащиеся ушли на фронт и в партизанские отряды. Многие были угнаны в рабство в Германию. Десятилетка в Ельске была взорвана и на её развалинах после войны ещё долго играла ребятня.

После освобождения Ельщины от немцев уже 31 января 1944 года было принято решение об организации работы школ города и района: в сжатые сроки произвести перепись детей школьного возраста, сделать ремонт помещений, построить новые школы и начать занятия. Через некоторое время вновь открылись еврейская и белорусская школа, детдом. В 1948 году была открыта средняя школа рабочей молодежи. Обучение в школе для евреев и состоятельных людей было на русском языке, в школе рабочей молодежи, детдоме- на белорусском.

Интересно размещение зданий, сооружений школ, детских садов в послевоенное время. На месте почты была русская школа, при входе в церковь со стороны улицы Ленинской был банк, затем подряд три магазина, далее школа до 4 -х классов, справа от банка продовольственная лавка. Это было «местечко», которое сохранило свое название и до наших дней.

На улице 9 Мая за агропромбанком был детский сад, далее, на месте детского ясли-сада №2, былдетдом и обучались учащиеся 5-8 классов. На месте здания РОВД размещалось двухэтажное деревянное здание райисполкома, между райисполкомом и управлением сельского хозяйства находился райком партии. Милиция располагалась на месте Белгосстраха, пожарная служба -напротив магазина «Родны кут», а аптека-на месте газетного киоска на площади. С 1936 года работала больница. Она находилась на месте микрорайона «Молодёжный».

В 1961 году была построена школа-интернат и туда перешел детдом, а на его месте осталась белорусская школа. В 1966 году русская школа перешла в новое здание средней школы №1 г.Ельска по улице Ленинской. В 1980 году белорусская восьмилетняя школа с улицы 9 Мая перешла в новое здание средней школы №2 г.Ельска по улице Мозырский тракт. На местах бывших школ открывались детские сады, дом пионеров. На улице 9 Мая на месте белорусской школы была амбулатория и зубопротезный кабинет. На месте русской школы открылся дом пионеров и мастерская по ремонту бытовой техники. На улице 9 Мая, где сейчас размещена хозяйственная группа отдела образования, спорта и туризма, был интернат для иногородних учителей и нуждающихся в жилье учителей Ельской средней школы №1.

1.2   Старая школа и строительство нового здания.

В 1966 году построили новую трехэтажную школу -десятилетку. Строительством занималась бригада №3 ПМК- 151, расположенная на улице Ленинской. Строительство было начато в январе 1966 года, а закончено в августе 1966 года. Строили даже ночью.Учащиеся из старого здания перешли в новое в сентябре 1966 года. До этого школа располагалась в одноэтажном небольшом здании (сейчас на том месте здание почты). Детей поступило в школу в 1966 году много -около 1500 учащихся. По рассказам бывших выпускников, в школу пришли учиться дети из близлежащих сёл: Вишеньки, Млынок, Пильщик, Санюки, Княжеборье, Даниловка. Занимались в две смены, было по 5 классов на параллели, в среднем 42 учащихся в классе. Школа была переполнена и поэтому было принято решение о строительстве ещё одной школы. В 1980 году была открыта Ельская средняя школа №2 и часть детей перешла туда.

В то время директором коммунхоза был отец бывшего учителя нашей школы Татьяны Михайловны Кобылинской Михаил МитрофановичПанцевич. Он рассказывал, что долго выбирали место для строительства новой школы. На месте школы были огороды, которые в то время для людей имели большое значение. Жили бедно, но всё же огороды пришлось сократить, и на улице Ленинской появилась Ельская средняя школа № 1.

При строительстве нового здания большую помощь и инициативу оказали учащиесяшколы: носили песок, щебень, шлак, когда пристраивали мастерскую, учащиеся белили, штукатурили.

Школа выглядела превосходно, благоустроенно. Чтобы укрепить материальную базу, учащиеся с охотой помогали близлежащим совхозам в сборе яблок, картофеля. Большую часть заработанных денег тратили на дополнительное оборудование школы. В частности, закупили радио и  проекционную аппаратуру, чтобы рассказы учителей сопровождались демонстрацией кинофрагментов и слайдов, магнитофонными записями. Планомерно оформлялись и оборудовались кабинеты, изменялся облик классов (Приложение 5). 

Глава 2. История педагогического коллектива.

2.1. Старые фотографии рассказали…

Рассматривая фотоматериалы, мы всё больше расстраивались из-за того, как ничтожно мало информации об учителях первых лет. Вот на снимке 1956 года в центре мы видим педагогов русской школы. Слева - директор русской школы Трошко Михаил Владимирович (Приложение 6).

На этой фотографии выпуск 1959/1960 г. Справа в центре - Трошко Михаил Владимирович (Приложение 6).

На этой фотографии мы видим учащихся 1 «Б» класса 1960/1961 г. В центре – директор школы Трошко Михаил Владимирович, Косарицкая Александра Игнатьевна (пробабушка нашей учащейся Приходько Александры),Старовойт Людмила Ивановна. Рядом с директором – первоклассница Марковская (Шецко) Алла Михайловна. В верхнем ряду четвертая слева- Евсеева Надежда Константиновна (бывший директор Дома творчества) (Приложение 7).

С помощью сохранившихся фотографий, которые находятся у учителей-ветеранов педагогического труда и  выпускников школы, можно узнать много интересного о жизни педагогического коллектива и школы. Перебирая старые  фотоснимки,  мы наткнулись на фотографии педагогических коллективов, одна из которых была сделана в 1969 году(Приложение 8).На этой фотографии  мы видим  самое старое сохранившееся фото педагогического коллектива, на нём изображён «фундамент» нашей школы.На фото в центре изображен директор тех лет Талецкий Николай Петрович, который долго работал в школе директором, выпускники вспоминают его, как строгого, но справедливого человека. Был не многословен, выражал свои мысли кратко, чётко. Слева от директора Потемкина Раиса Петровна, Товкач Ирина Фоминична, справа-Невмержицкая Тамара Григорьевна, Гольдина Ирина Львовна.

Если смотреть слева направо, то в первом ряду с самого края- Потапенко Татьяна Николаевна – учитель начальных классов, Овчинникова Надежда Семеновна, Зильбер Александр Львович, Сабойда Марта Степановна, Чижик(Борисова) Анна Александровна, Тимошенко Татьяна Ивановна. В третьем ряду слева-Шевко Николай Александрович, Мешалкин Владимир Николаевич, Мешалкина Екатерина Семеновна, Старовойт Людмила Ивановна, Гриневич Софья Ефимовна, Смолкина Ольга Александровна, Козинцева Роза Павловна, Романович Любовь Васильевна, Пинчук Полина Ивановна. В верхнем ряду - Гендельман Геннадий Григорьевич, Никанчук Владимир Александрович.

В нашей школесплочённый коллектив. Хотя за 51 год истории в новом здании сменились и директора, и учителя, но коллектив остаётся  таким же,  как был прежде. Школа с момента строительства принимала активное участие в общественной жизни района и области.

2.2.  О руководителях школы.

Первым директором школы в новом здании был Павел Фомич Сорокин, он занимал руководящую должность ещё в белорусской школе. Павел Фомич Сорокин -бывший военный, преподавал математику. Его жена, Матрона Яковлевна Сорокина, работала в школьной библиотеке. Проживали они на улице Комарова, затем переехали, поменяли место жительства.

Директором после Павла Фомича Сорокина стал Николай Петрович Талецкий.Талецкий Николай Петровичначинал свою трудовую деятельность в русской школе в старом здании учителем математики, заместителем директора. Николай Петрович запомнился коллегам и выпускникам школы как честный, справедливый, высококультурный человек, высококлассный учитель- математик, грамотный, тактичный руководитель. Его жена Талецкая Галина Ивановна преподавала в этой школе физику. Семья поменяла место жительства, переехала в город Мозырь. Николай Петрович был назначен заведующим Мозырского городского отдела образования.

После восьмилетнего директорского стажа Талецкого Николая Петровича, директором назначили Ирину Фоминичну Товкач.Товкач Ирина Фоминична– человек очень ответственный, сильный математик, заслуженный учитель Беларуси. Из воспоминай бывшего педагога нашей школы Татьяны Михайловны Кобылинской, в то время молодого специалиста, Ирина Фоминична всегда поддерживала творческие начинания учителей и сама была инициатором, творческим вдохновителем многих мероприятий в школе. По семейным обстоятельствам переехала с семьей в г.Минск, где проживает и в настоящее время.

Следующим директором школы стал Геннадий Григорьевич Гендельман. Геннадий Григорьевич родился 5 марта 1947 года, закончил Гомельский государственный университет и начал свою педагогическую деятельность в нашей школе учителем физвоспитания с 10 октября 1966 года. В должности директора- с 1990 года по 1999 год. Дочь Геннадия Григорьевича Светлана Геннадьевна продолжила семейную педагогическую династию и работает теперь учителем иностранного языка в нашей школе.

После Гендельмана Геннадия Григорьевича директором школы была назначена Вера Степановна Кольченко. Вера Степановна родилась 10 марта 1962 года. Образование у неё высшее, закончила педагогический институт им Н.К.Крупской в 1984 году. В  нашу школу принята в 1984 году. Работала учителем белорусского языка и литературы, заместителем директора по учебной работе, директором  школы с 1999 года по 2004 год. Сейчас продолжает работать учителем белорусского языка и литературы в нашей школе.

В 2004 году  директором назначен Денисов Александр Николаевич.Денисов Александр Николаевич родился 12 апреля 1964 года. После окончания  Могилевского педагогического института им. А.А.Кулешова принят учителем начальной военной подготовки в Ельскую среднюю школу №1 в 1988 году. Работает учителем физической культуры и здоровья.

В 2007 году  директором школы стала Валентина Федоровна Хомутовская.Валентина Федоровна Хомутовская родилась 28 ноября 1967 года в поселке Микашевичи Брестской области. После окончания  Мозырского  педагогического института им. Н.К.Крупской с 1991 года работала учителем русского языка и литературы в Ельской средней школе №1, заместителем директора по воспитательной работе. Валентина Федоровна с благодарностью вспоминает тех педагогов- наставников, которые помогли ей в профессиональном становлении. Сейчас Валентина Федоровна также занимается педагогической деятельностью.

Каждый из руководителей школы оставил свой след в развитии нашего учреждения образования.

В настоящее время директором государственного учреждения образования «Средняя школы №1 г.Ельска» является Зоя Владимировна Дражина. Она выпускница Ельской средней школы №1 1985 года. «Школу вспоминаю с благодарностью. Ведь те знания, которые мне дали  наши дорогие учителя, пригодились при выборе профессии. Теперь вся моя жизнь связана со школой, с детьми. Я учу ребят ценить и уважать своих педагогов и с благодарностью принимать те знания, которые мы им преподносим»- поделилась Зоя Владимировна (Приложение 9).

2.3.  Страницы жизни учителей школы.

Большой вклад в развитие системы обучения и воспитания за время существования учреждения образования внесли заместители директоров, учителя, воспитатели:

Владимир Александрович Никанчук,

Раиса Петровна Потёмкина,

Надежда Семёновна Овчинникова,

Лилия Федоровна Липская,

Таисия Михайловна Пикуза (история),

Александр Николаевич Буглак (военная подготовка),

Тамара Григорьевна Невмержицкая (русский язык и литература),

Александр Львович Зильбер (география),

Василий Иванович Барановский (белорусский язык и литература),

Анна Емельяновна Анищенко (французский язык),

Елена Абрамовна Куцкевич (белорусский язык и литература),

Нина Михайловна Ефременко (математика),

Татьяна Яковлевна Козел (математика),

Николай Александрович Шевко (математика, физика),

Роза Павловна Козинцева (физика),

Ольга Александровна Смолкина (химия),

Зинаида Борисовна Щукина (математика),

Фаина Яковлевна Фридман (математика),

Софья Ефимовна Гриневич (начальные кассы),

Валентина Ивановна Чирикова (начальные кассы),

Надежда Николаевна Барановская (начальные кассы),

Елена Васильевна Дюба (начальные кассы),

Анна Александровна Чижик (Борисова) (начальные кассы),

Елена Дмитриевна Гаращук (начальные кассы),

Екатерина Семеновна Мешалкина (начальные кассы),

Татьяна Михайловна Кобылинская (начальные кассы),

Алла Михайловна Марковская (воспитатель).

В те годы членами педагогического коллектива было несколько семейных пар: Смолкиных, Ринговских, Зильбер, Талецких, Мешалкиных, Барановских.

Большую помощь нам в исследовательской работе оказала бывший педагог нашей школы Алла Михайловна Марковская. Алла Михайловна была ученицей первого класса в Ельской русской школе в 1960 году. Директором в то время был Трошко Михаил Владимирович,первой учительницей- Александра Игнатьевна Косарицкая. А десять классов заканчивала уже в новом здании. В 1975 году пришла в ту же школу педагогом и работала до выхода на заслуженный отдых. Вся жизнь Аллы Михайловны связана с нашей школой.

«Ельская средняя школа №1 – удивительная школа! Уже в то время – лучшая в районе, имеющая богатые традиции и заслуженную славу. Это сильный, плодотворный, дружный коллектив, напоминающий единую команду. А какие «асы» своего дела и педагогического мастерства!Каждый педагог - яркая, неординарная личность со своей «изюминкой». Опытные, уважаемые, маститые: Куцкевич Нина Андреевна, Семененко Екатерина Ивановна, Косьянчик Надежда Демьяновна, Кожедуб Полина Ивановна, Дворак Зинаида Михайловна, Новиков Леонид Артёмович, Лаговская Ольга Ивановна, Плаксина Клавдия Мартыновна, Авраменко Наталья Васильевна (заслуженный педагог Беларуси), Чубрик Анна Ивановна, Козинцева Роза Павловна, Фридман Фаина Яковлевна, Смолкин Самуил Борисович, Смолкина Ольга Александровна, Гольдина Ирина Львовна, Зильбер Елизавета Захаровна, Буглак Изольда Александровна,Вайнблат Фаина Михайловна.Выражаю чувства искренней любви и благодарности за особые урокиСтаровойт Людмилы Ивановны, заместителя директора Ельской русской школы, учителя химии. Уроки, которые научили меня умению владеть собой, вести себя целесообразно в различных ситуациях, учитывать, прежде всего, интересы людей, выстраивать взаимоотношения, ценить традиции», - подчеркивает Алла Михайловна.

С 1984 года в нашу школу молодым специалистом пришла работать Кобылинская Татьяна Михайловна.Вот как она отзывается о том времени: «Это не просто годы работы, это мой  рост, вдохновение. Какие со мной работали Учителя с большой буквы, с искрой в глазах, с любовью в сердце. Не было ни одного равнодушного педагога. Жизнь в школе кипела: смотры, конкурсы, соревнования. И всегда Ельская средняя школа №1 - первые! Дробь барабана и песни горна до сих пор призывно звучат в моей душе!» (Приложение 10).При встрече с нами, участниками исследовательской работы, Татьяна Михайловна рассказала не только о своей педагогической деятельности, но и вспомнила годы юности, учебу в Ельской русской школе. Первой учительницей у Татьяны Михайловны была Гриневич Софья Ефимовна. О ней остались только теплые воспоминания. Татьяна Михайловна начертила нам схему расположения зданий по улице Ленинской  рядом с русской школой. Отец Татьяны Михайловны – ветеран Великой Отечественной войны Панцевич Михаил Митрофанович, рассказывал, что во время войны в здании школы была немецкая комендатура и комната пыток, где допрашивали партизан и пленных солдат.

В школе Татьяна Михайловна училась отлично, её фотография долгое время висела на доске почёта.Обучению и воспитанию подрастающего поколения Татьяна Михайловна посвятила 38 лет своей творческой жизни.

Из воспоминаний Натальи Федоровны Мищенко, нашего первого учителя:

«Этот дом с годами не стареет.

Вечно молод, звонкий, озорной.

Взглянешь- и из памяти повеет

Юностью- далекой и родной».

Наталья Федоровна Мищенко, учитель начальных классов, рассказала нам о своей школьной жизни. Очень запомнились уроки, спортивные соревнования, походы, поездки в город Киев, Ленинград. Наталья Федоровна Мищенко пожелала нынешним учащимся успехов в учёбе, верных друзей, поддержки и взаимопонимания.

Долгое время учителем в Ельской средней школе №1 работал Николай Александрович Шевко. В памяти Николая Александровича сохранилось много ярких воспоминаний о работе и школьной жизни. Он долгое время был руководителем кружка «Юный журналист и корреспондент». С увлечением учились дети фотографировать и делать фотографии. Благодаря этому сохранилось много интересных снимков.

В школе был создан музей Великой Отечественной войны учителем географии Александром Львовичем Зильбером. Александр Львович Зильбер был участником Великой Отечественной войны. Свой путь начал в составе войск Центрального Белорусского фронта в должности орудийного наводчика и закончил командиром батареи в Праге. Школьный музей имел много интересных экспонатов, сведений о том тяжелом для нашей страны времени.

Никанчук Владимир Александрович был руководителем духового оркестра. Его школьницы – барабанщицы завораживали всех своей выправкой на массовых мероприятиях. Духовой оркестр и барабанщицы Ельской средней школы № 1 были известны во всем районе.

Глава 3.Школа сегодня.

За 50 лет существования в новом здании (с 1966 по 2016 год), школа выпустила более 20 000 юношей и девушек. И в былые годы, и в настоящее время выпускники посвящают свои жизни делу развития города,  района, области, республики.Где только ни работают наши выпускники: руководители и медики, финансисты и программисты, военные и журналисты, животноводы и механизаторы.

Многие выпускники школы остались жить и работать в родном городе. Многие выпускники - это педагоги нашей школы.

Это - Дражина Зоя Владимировна, Сергиенко Наталья Анатольевна, Кольченко Вера Степановна, Ринговская Наталья Владимировна, Сидоренко Светлана Владимировна, Кудина Наталья Владимировна, Скаврон Татьяна Владимировна, Кебец Елена Анатольевна, Таварницкая Светлана Геннадьевна, Невмержицкий Александр Николаевич, Шевченко Михаил Владимирович, Кисель Анна Викторовна, Петухова Елена Владимировна, Курицына Ольга Николаевна, Баровская Людмила Васильевна (Приложение 11).

Учащиеся нашей школы активно участвуют в различных конкурсах, мероприятиях, олимпиадах различного уровня. В 2016 году 21 учащийся нашей школы стали победителямивторого этапа областной олимпиады средиучащихся 4-9 классов по учебным предметам: дипломыI степени- 3 учащихся, дипломыII степени- 8 учащихся,  дипломы III степени- 10 учащихся; третьего этапа – один дипломIII степени (Павляк Евгений).

По результатам конкурса среди учреждений образования «Лидер» 2015/2016 учебного года государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г.Ельска» отмечена дипломомI степени (Приложение 12).

Много других достижений и мероприятий можно называть, но самое главное – школа старается сохранять славные традиции, начатые предыдущими поколениями.

Заключение.

Работая  над темой  изучения истории школы, мы проанализировали  имеющие материалы и провели несколько встреч и бесед с учителями– ветеранами педагогического труда, тем самым узнали много интересного о школе и восстановили некоторые факты из её истории. 

Многое рассказали старые фотографии о первом выпуске новой школы, руководителях школы, педагогическом коллективе. Самое главное, изучив историю школы, её традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение. Данная работа может быть использована  на классных часах, для проведения уроков краеведения, служить материалом для архива школы.

Профессия учителя очень благородна и ответственна за воспитание подрастающего поколения. В ходе анализа фотоматериалов, встреч с учителями – ветеранами педагогического труда, бесед с нашим первым учителем и её коллегами, мы поняли, что они были патриотами своей профессии и прикладывали все усилия для того, чтобы передать все свои знания детям. Они стремились к тому, чтобы  воспитать человека с большой буквы.

Точно заметил древний мудрец: «Жалкая участь ждёт тех людей, которые не помнят славных дел своих предков и не чтят их память – они обречены на вымирание».Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. А память – это преодоление времени. Память – это то, что живёт в веках, передаётся из поколения в поколение. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и  перед будущим поколением.После проделанной исследовательской работы у нас  появилось ещё больше гордости за свою школу.

Эту работу нам бы хотелось закончить стихотворением:

Теплей человеку в дорогах тяжелых,

В суровых краях от того,

Что где-то на свете

Есть добрая школа,

Есть милая школа его!

Литература

  1. Научно- исторические материалы  «Каролинские рассказы». Миксюк С. И., ВЭВЭР, 2008 год.

  2. Историко- документальные хроники городов и районов Беларуси «Память. Ельский район». Минск «Урожай»,2001 год.

  3. Фотоматериалы школьного архива.

  4. Фотоматериалы учителей – ветеранов педагогического труда.

  5. Материалы ГУК «Ельский краеведческий музей».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.