1 марта - всемирный День гражданской обороны. День защиты детей от чрезвычайных ситуаций в Беларуси.
В рамках Единого дня безопасности в нашем учреждении 01.03.2023 года прошла учебная тренировочная эвакуация по отработке навыков действий в чрезвычайных ситуациях среди сотрудников и учащихся.
В Беларуси традиционно этот день посвящен защите детей от чрезвычайных ситуаций.
Ежегодно 1 марта в рамках Всемирного дня гражданской обороны в общеобразовательных и дошкольных учреждениях проводится День защиты детей от чрезвычайных ситуаций.
В рамках Дня защиты детей от чрезвычайных ситуаций во всех общеобразовательных школах проходят встречи с работниками органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, тематические беседы и лекции по вопросам обеспечения безопасной жизнедеятельности, спортивные состязания, викторины и конкурсы, практические тренировки и занятия по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1 марта - Всемирный день гражданской обороны.
1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны. В этот день в 1972 году вступил в силу устав Международной организации гражданской обороны (МОГО).
Гражданская оборона является неотъемлемой функцией государства и составной частью оборонных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны.
Основные направления реализации государственной политики в области гражданской обороны Республики Беларусь утверждены Постановлением Совета Министров №1051 от 9.12.2013 года.
В современных условиях характер и способы решения международных конфликтов с применением военной силы, а также методы ведения вооруженной борьбы меняются. Все более распространенными становятся военно-силовые акции, в ходе которых для поражения выбираются важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций, связи и информатизации, что приводит к гуманитарным катастрофам.
Резкое возрастание числа техногенных катастроф и стихийных бедствий обусловливает общемировую тенденцию пересмотра государствами концепций гражданской обороны с ориентацией их на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в мирное время.
В Республике Беларусь вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время решаются в рамках функционирования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций посредством деятельности соответствующих координирующих органов и органов управления по чрезвычайным ситуациям, а в военное время защитные мероприятия выполняются силами и средствами гражданской обороны.
Созданные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 года «О гражданской обороне» органы управления и силы гражданской обороны готовы к проведению аварийно- спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
В результате проводимой работы по совершенствованию гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций унифицированы подходы к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, основные из которых заключаются в следующем:
организационные, инженерные (технические) и другие мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, выполняются заблаговременно;
система управления выполнением защитных мероприятий в мирное и военное время создана по административно-территориальному и отраслевому принципам;
защита населения и территорий базируется на общих принципах, в том числе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ одними и теми же органами управления, силами и средствами;
для ликвидации чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, используются ресурсы соответствующих резервов;
в условиях мирного времени и ведения военных действий функционирует единая система доведения сигналов оповещения до населения;
подготовка руководящего состава, специалистов и населения проводится по единым программам;
для укрытия населения при чрезвычайных ситуациях и опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, применяются сооружения двойного назначения наряду с защитными объектами гражданской обороны.
Наличие общих черт в структуре и функционировании гражданской обороны и государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций позволяет рассматривать возможность создания единой системы реализации защитных мероприятий как в мирное, так и в военное время - государственной системы гражданской защиты.
В условиях возрастания внешних и внутренних угроз национальным интересам Республики Беларусь основными факторами, определяющими государственную политику в области безопасности жизнедеятельности населения, являются:
сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента;
изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, новых физических принципов, а также роботизированных комплексов и оружия, снижение вероятности применения на территории Республики Беларусь оружия массового поражения;
незаконное распространение (перемещение) радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;
климатические изменения и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду, каскадный характер развития чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере;
тенденция к снижению уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
износ технологического оборудования на потенциально опасных объектах;
применение информационных технологий в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения.
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 определены основные направления реализации государственной политики в сферах гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными направлениями и задачами реализации государственной политики являются:
В политической сфере - совершенствование и укрепление действенного механизма защиты населения и территории Республики Беларусь от чрезвычайных ситуаций и опасностей мирного и военного времени. Задачи:
создание государственной системы гражданской защиты и подготовка нормативных правовых актов о ее функционировании;
развитие международной договорно-правовой базы о сотрудничестве в области гражданской защиты;
дальнейшее углубление отношений с международными организациями и объединениями на основе совпадающих интересов в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.
В экономической сфере - обеспечение устойчивого функционирования организаций. Задачи:
техническое переоснащение и реконструкция производств, замена оборудования и технических устройств, отработавших нормативные сроки эксплуатации;
создание необходимых объемов резервов энергоресурсов, сырья, комплектующих изделий и материалов для обеспечения бесперебойной работы объектов, а также для быстрейшего их восстановления в случае нарушения функционирования;
совершенствование требований к обеспечению безопасности функционирования организаций;
создание и функционирование аварийно-спасательных служб на объектах организаций, необходимых для работы экономики, и объектах инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
В научно-технологической сфере - осуществление научно-технической деятельности, направленной на решение проблем безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, формирование и развитие системы научных знаний в области гражданской защиты. Задачи:
реализация государственных программ научных исследований и государственных научно-технических программ в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
внедрение современных и перспективных образцов специального оборудования и техники, средств и технологий предупреждения и ликвидации аварий и катастроф, а также создание нормативно-методической базы в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки специалистов аварийно-спасательных служб и научных кадров в области гражданской защиты.
В социальной сфере - формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения. Задачи:
обязательное изучение основ культуры безопасности жизнедеятельности в системе дошкольного и общего среднего образования, а также вопросов гражданской защиты обучающимися в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
формирование у населения потребности в самовоспитании и самообразовании в области безопасности жизнедеятельности путем проведения агитационных и пропагандистских мероприятий;
разработка и развитие научно-методического обеспечения образования в сфере гражданской защиты, использование передовых технологий в соответствующем направлении деятельности;
обучение различных групп населения по вопросам гражданской защиты, в том числе путем создания региональных центров обучения.
В демографической сфере - предупреждение гибели и травматизма населения. Задачи:
вовлечение в проведение мероприятий по предупреждению гибели людей от чрезвычайных ситуаций широких слоев населения и общественности, создание обстановки нетерпимости к пьянству, пренебрежительному отношению к безопасности;
развитие и поощрение добровольческого движения в обучении людей безопасному поведению;
повышение качества надзорной деятельности, ответственности руководителей всех уровней за создание безопасных условий жизнедеятельности населения.
В информационной сфере - совершенствование информационно-управляющей системы. Задачи:
внедрение современных информационных технологий в управление силами и средствами гражданской защиты, использование их для создания дополнительных возможностей оповещения населения;
внедрение новых образцов автоматизированной системы централизованного оповещения населения, организаций и государственных органов с завершением создания локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов;
совершенствование механизмов информационной поддержки принятия управленческих решений при ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечении гражданской защиты;
эффективное информационное обеспечение государственной политики в области гражданской защиты, в том числе с обязательным размещением социальной рекламы на телевидении и радиовещании, коллективных и индивидуальных средствах отображения информации, в глобальной компьютерной сети Интернет.
В военной сфере - совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Задачи:
оптимизация номенклатуры и объемов накопления средств индивидуальной защиты;
формирование мобильного резерва средств индивидуальной защиты и порядка его задействования;
вовлечение в хозяйственный оборот защитных сооружений в целях поддержания их в готовности по предназначению;
развитие строительства сооружений двойного назначения;
обеспечение готовности к действию сил и средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для выполнения мероприятий гражданской защиты;
совершенствование взаимодействия органов управления и сил гражданской защиты и территориальной обороны при решении поставленных задач.
В экологической сфере - обеспечение защиты жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенного воздействия, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера. Задачи:
дальнейшая реабилитация и возрождение пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС территорий Республики Беларусь;
обеспечение безопасной эксплуатации потенциально опасных объектов, снижение объемов аварийно, химически опасных веществ в производстве;
рациональное размещение производственных фондов на территории Республики Беларусь с учетом возможных чрезвычайных ситуаций и опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий;
оптимизация логистических механизмов транспортировки опасных грузов по территории республики;
дальнейшая поэтапная ликвидация мест захоронения опасных отходов.